Национальные парки и зоопарки Франции

Путешественник, интересующийся природой и вооруженный фотографическим аппаратом, вернется из Франции с немалыми трофеями. Конечно же, успехов в фотографировании диких животных в естественной среде у туриста будет немного. Франция — не Индия и не Африка. Да и на подобную съемку надо много времени.

Тем не менее, например, в парковых прудах можно свободно снимать белых амуров и толстолобов, карпов, карасей и золотых рыбок.

Кроме домашних животных, в кадр могут попасть жирафы, слоны, львы, тигры, обезьяны, попугаи, олени, кабаны, медведи. Словом, «сумка» фотоохотника основательно пополнится. Конечно же, помогут зоопарки...

История зоопаркового дела во Франции уходит в глубь веков. Законодателем этого дела еще в XVI веке становится Париж. При Карле IX (примерно 1570-е годы) в садах Лувра и Тюильри размещали клетки с диковинными зверями. Здесь устраивали пышные, но кровавые представления, во время которых, например, натравливали огромных догов на быков...

В XVII и XVIII веках во Франции при дворах вельмож создаются зверинцы. Эта мода быстро распространилась и в других европейских странах. Из Азии и Африки караванами вывозят огромное число экзотических животных. Начинает бурно развиваться зоопарковое дело. Это влечет за собой развитие зоологической науки, естественных музеев и анималистического жанра в изобразительном искусстве. Словом, Франция во многом определила направления в изучении содержания в неволе диких животных, а следовательно, побудила формирование различных естественных наук. Имена таких ученых-биологов, как Бюффон, Фабр, Добентон, знают во всем мире.

В 1654 году небезызвестный кардинал Мазарини приказал построить зверинец в Венсеннском лесу. Его укомплектовали животными из Лувра и Тюильри.

А в 1662—1664 годах по велению короля Людовика XIV был сооружен парадный зверинец в Версальском парке. Строительство зверинца обошлось августейшему монарху в 450 тысяч франков. Немалая сумма по тому времени. Проект нового для Европы типа сооружения создал архитектор Лево. Этому проекту долгое время суждено было быть «типовым». По примеру Версаля зверинцы стали создавать и в других европейских странах.

В чем же суть этой моды? Лево создал проект компактного зоопарка, сосредоточенного на небольшой площади до четырех гектаров. А главное — вольеры расположены своеобразными улицами (лучами), расходящимися из одной точки — смотровой площадки, словно полураскрытый веер. Можно сразу окинуть взглядом весь зверинец, понаблюдать за животными, оценить коллекцию в общем, а потом и побродить по улочкам-лучам, рассмотреть зверье поближе. «Принцип» Версальского зверинца дошел и до нашего времени. Он явно виден в ряде зоопарков, например, в Венском (Шенбрунн).

                                                    Начало               Продолжение